?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 Апрель 2010 @ 07:52
Часы с кукушкой  
Посвящается Лидочке lidiamp, у которой в детстве была и не сбылась мечта иметь часы с кукушкой, и всем моим друзьям и читателям независимо от обладания сим волшебным предметом
Я живу, как кукушка в часах,
Не завидую птицам в лесах.
Заведут — и кукую.
Анна Ахматова

Если вы обнаружили, что фигурка кукушки застряла и не может вернуться обратно в корпус часов, из-за чего дверца не закрывается, откройте заднюю стенку корпуса и проверьте, где находится хвостовая часть фигурки. Она должна быть расположена на верхней плоскости свистка. Если хвост соскочил с неё, верните кукушку в прежнее положение и хорошенько закрепите на кронштейне.

Если звук голоса кукушки кажется вам слишком слабым или звучит надтреснуто и искажённо, то отверните винты крепления мехов и выньте мехи из корпуса. Поднимая и опуская мехи, проверьте их звучание. Причина может быть в засорении звуковой щели мехов. Прочистив звуковую щель мехов, добейтесь нужного тона и силы звука. В том случае, если звук дребезжащий, рычаг меха надо слегка подогнуть вверх. Если же звук слишком слабый — вниз.
Г. Солнцев. Самостоятельный ремонт часов. Механизм часов с кукушкой


В Нововасильевке, моём детском домрайсаде, у нас были часы с кукушкой — советское такое изделие, выпускаемое в 1960-е годы наверняка по каким-то старинным «лекалам».

Они висели в зале на боковой стене — дом (точнее, одна из половин двухквартирного дома) имел заковыристо-анфиладное строение: как войдёшь с веранды в коридор (а с веранды вправо вела ещё и дверь в кладовку с подполом), налево увидишь столовую с диваном и буфетом, направо ванную и затем кухню, чуть дальше налево — зал, прямо же можно было попасть сначала в родительскую спальню, а затем — через сквозные двери — в нашу с Лилей.
Из нашей же с Лилей спальни в зал вела ещё одна — боковая — дверь, и таким образом, практически все комнаты, кроме столовой и вспомогательных помещений, сообщались между собой, и отовсюду можно было видеть и слышать и часы, и кукушку в них.

Мне всегда ужасно хотелось увидеть эту крохотную юркую птичку, но она всегда выскакивала так неожиданно и так быстро пряталась за своей таинственной резной дверцей, что я ничего не успевала заметить.
Как ни подстерегала я её, сидя на диване у смежной стены, — в самый ответственный момент внимание ослабевало, к тому же наиболее длинные «выходы» серенькой актрисы — восемь, девять, десять, одиннадцать и двенадцать часов — попадали или на школьное, или на ночное время, а что можно разглядеть за короткие обеденные и предвечерние «ку»?

Я была сначала такой:



Потом такой:



И такой:



А она всегда оставалась одинаковой — одинаково неуловимой, не меняющейся и неизменно недоступной.

А потом мы уехали из Нововасильевки во второй домрайсад*, и когда я была уже такой:



— кукушка вместе со своим резным домиком, жёлтым диваном с валиками и овальным зеркалом и полочками на жёлтой спинке — и жёлтым же буфетом с ромбическими стёклышками в верхних створках переехала к бабушке.

И однажды на каникулах, уже будучи такой:



— я вдруг нашла в подтелевизорной тумбочке в бабушкином доме среди коробок с туфлями, старых бьющихся пластинок, утюгов, закаточных машинок и непонятных запчастей от непонятных агрегатов тёмно-коричневый эбонитовый домик — и узнала белый... нет, скорее слоновой кости круглый циферблат с чёрными бесхитростными арабскими цифрами (так вот почему во взрослой жизни я всегда выбирала наручные часы с круглым циферблатом и чёткими арабскими цифрами!), и чугунные холодные гирьки в виде сосновых шишек (порой они доставали почти до самого пола, опустившись на своих цепях, если взрослые забывали их подтянуть), и увидела наконец кукушку — мёртвую, маленькую, невзрачную, с плохо обозначенными деталями, почти схематическую серенькую птичку, чуть ли не без глаз, с тусклым и невыразительным взором.

Это не было долгожданной разгадкой тайны — это было глубокое разочарование и жалость, беспредельная жалость к разоблачённому актёрству.

И вот миновала целая вечность: гири моей «индивидуальной жизни», растянув цепочки почти до предела, опустились до самой земли, и я забыла кукушку — так много стало гораздо более крупных утрат...

...А недавно — уже много десятилетий живя в Сумах — я совершенно случайно попала в новое кафе с антресолью, оборудованной под «писательский кабинет» (и в зелёненьких тонах!), и с радостным замиранием сердца увидела на стене те самые часы с кукушкой — прилетевшей ко мне из моего детства.


(Эту картинку я нашла в инете, остальные изображения — «документальные».)











Конечно же, они стоя́т, механизм давно сломался.

Но дверца приоткрыта, и кукушка за ней — жива.
Я это твёрдо знаю — я видела её озорные блестящие глазки.

* О нём я скоро расскажу.

Музыкальный киоск



Заставка к клипу: Лилия Баласанова. Часы с кукушкой. 2004 г. (Из цикла «Ностальгия»)

Всевидящее Око

© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства — значит, текст уворован ботами-плагиаторами.

 
 
Музыка: Leonard Cohen. Take this Waltz
 
 
 
oulitkaoulitka on Апрель, 16, 2010 04:56 (UTC)
На одной из фотографий Вы удивительно похожи на мою подругу детства. :)
А я сломала как-то часы с кукушкой. В детстве. Они начали плохо ходить, и я решила их "отремонтировать". :(
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 11:45 (UTC)
Я тоже многое "отремонтировала". :)))

А правда - ну что за умнички девочки - всё-то они в доме ремонтируют!!! хозяечки...

А покажите фотку подруги?
Светлана Снеговаlana_1909 on Апрель, 16, 2010 05:16 (UTC)
Спасибо, Тамарочка, за рассказ, за привет из детства.
Какая же ты на фото миленькая и трогательная.

У нас никогда не была часов с кукушкой, а таковые были у нашей соседки по старой квартире. И я, пятилетняя, бегала к ней домой, чтобы полюбоваться и восхититься этим чудом механики.
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 11:47 (UTC)
Светочка, спасибо!

Правда, волшебство какое-то? Вдруг выскакивает нечто, что-то быстренько кричит и прячется...
Уж я и дверку пыталась открыть - а кукушка изнутри крепко её держала... :)))
(no subject) - vika_forever on Апрель, 16, 2010 05:16 (UTC) (Развернуть)
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 11:47 (UTC)
Ещё не поздно! :)))
tatiannnnatatiannnna on Апрель, 16, 2010 05:38 (UTC)
Из книги Вознесенской "Мои посмертные приключения", где ГГ несколько дней живет в раю.
"В мою дверь постучали, и вошел Алеша.


– Ты отдохнула, сестренка?


– О, да! Скажи, а что тут со временем? Какой сегодня день и который час?


– Видишь ли, Аннушка, времени тут уже нет, ты вошла в вечность. Но по традиции в Долине Учеников продолжается счет на часы и сутки по земному времени: так привычнее для тех, кто пришел в вечность недавно. Мы считаем, что сейчас шесть часов утра, скоро начнется литургия. А почему ты спросила о времени?


– Ну как же, Алеша, ведь мне было сказа но, что у меня всего шесть дней. Вот я и хочу знать, сколько времени у меня еще осталось, чтобы побыть с вами. Ты можешь мне дать какие-нибудь часы?


– Какие угодно. Наверно, тебе понравятся вот эти. – Раздалось негромкое сипение, а потом зазвучала негромкая старинная музыка. Куранты. Я оглянулась и увидела у стены высокие напольные часы с резной башенкой и пожелтевшим от древности круглым циферблатом с римскими цифрами. Он был расписан золотыми розами. Фигурные стрелки стояли вертикально.


Куранты доиграли изящную мелодию, и часы мелодично прозвенели шесть раз.


– Красота! Как же я не заметила их раньше?


– А раньше их и не было, я их только что вспомнил. Эти часы стояли в детской библиотеке, куда мы с тобой ходили брать книги. Помнишь, на улице Герцена?


– Помню. Там еще были потолки, поделенные на квадраты темными дубовыми бал ками, и в каждом квадрате был нарисован сюжет из детской сказки. А эти часы стояли в маленьком зале, где нам устраивали встречи с детскими писателями. Но как они попали сюда?


– Из моей памяти. Я подумал, что тебе будет приятно узнавать время именно по этим часам. Они будут показывать время и одновременно напоминать тебе о том, что времени, в сущности, нет, что наше детство не исчезло, что мы властны над своим прошлым.


– Теперь понимаю, откуда в доме столько прекрасных старинных вещей!


– Ты правильно угадала: мы окружаем себя вещами, которые были милы нам в той жизни. Необходимости в них никакой нет, но они приятны сердцу."
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 11:51 (UTC)
Да, Танюш, это точно!
Именно так я и воспринимаю любое, самое мелкое воспоминание - как драгоценный клей или цемент, скрепляющий нашу личность и не дающий ей до конца рассыпаться в посмертной жизни.
Собственно, то, что и называется "душа"...
kapllykaplly on Апрель, 16, 2010 05:58 (UTC)
Ну, Тамарочка, до чего мила! Беленькая такая. Но характер во всех фотографиях.
И я всегда часы покупала и просила, если дарили, только с четкими арабскими цифрами и чтоб все-все деления по секундочкам были.
И за Леонардо моего любимого спасибо. Очень кстати.
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 11:59 (UTC)
Наташ, а правда ведь - в детстве закладывается матрица всего-всего?
Как папилляры такие, по которым потом можно производить последующую "дактилоскопию".

Я тоже очень люблю Коэна. И типаж мужской мне такой нравится.
А уж голос и культура пения...

Да, вот ты знаешь, я всегда считала, что я в детстве была такое нечто беспроблемно-пушистое, и удивлялась, откуда я такая нынешняя взялась в том цыплёнке?
А теперь смотрю в ретроспективе на фотки: ан стержень всегда был, даже во младенчестве.
(no subject) - kaplly on Апрель, 16, 2010 17:08 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 16, 2010 17:16 (UTC) (Развернуть)
ЕВГЕНИЙpusapnik on Апрель, 16, 2010 05:59 (UTC)
Спасибо! Душевно. Захотелось завести часы с кукушкой. Хорошая девочка на фотографиях: рассудительная, спокойная, вдумчивая и ироничная.
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 12:06 (UTC)
Только она и среди ночи поёт... :)))
Мама моя жутко страдала от её ночного боя (там же ещё и удары были).

Да, знаете, теперь видно, что нынешняя ирония в потенции была заложена - но тогда она абсолютно никак не проявлялась.
Правда, класса со второго я пыталась уже острить, Лиля даже мной гордилась - показывала одноклассникам, как учёную собачку: они у меня что-то спрашивали, а я выдавала "сентенции". :)))
vseleniyavseleniya on Апрель, 16, 2010 06:37 (UTC)

А какие ножки на третьем фото... :)))
Тамара, отличный получился рассказ! Лидия порадуется обязательно.
Фото классные! Такая девочка светлая, умный взгляд.
А мне почему-то в детстве всегда казалось, что кукушка - это такая большая птичка типа совы. Она же так кукует! Не может по определению быть маленькой. И какое же было мое удивление, когда в передаче "В мире животных" я увидела маленькую серенькую птичку.
У моей бабушки всю жизнь часы с боем, но кукушки там не было... А мне тоже всегда хотелось такие! У мамы, кстати, есть. Из новых и очень симпатичных :)
Писательский кабинет ну ооооочень классный!!! Надо туда обязательно заглянуть. Опять же, идти не далеко. Открыл люк в мамином полу и на месте :))
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 12:12 (UTC)
Ножки голенастые и мосластые, временно без синяков и царапин, и без зелёнки.

В кафе это мы теперь только так и будем ходить - через мамин люк.
А то ещё чего выдумали - деньги им плати...

У моей бабушки были большие такие навесные часы с маятником за стеклом.
Такой шкафчик большой, большой циферблат, но уже с римскими цифрами.
Дедушка заводил их то ли раз в неделю, то ли раз в несколько дней огромным таким ключом.
Когда они окончательно сломались, бабушка их мне отдала.
Такой шикарный домик для кукол получился...
(no subject) - lidiamp on Апрель, 17, 2010 12:23 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 18, 2010 09:07 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - lidiamp on Апрель, 18, 2010 11:36 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 18, 2010 12:00 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - lidiamp on Апрель, 18, 2010 12:35 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 18, 2010 12:39 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - lidiamp on Апрель, 20, 2010 14:04 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 20, 2010 14:16 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - sveltione on Апрель, 17, 2010 17:22 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 18, 2010 09:53 (UTC) (Развернуть)
irinafrecklesirinafreckles on Апрель, 16, 2010 07:21 (UTC)
Очень тёплое ощущение :) А ещё - поразилась, что у ребёнка могут быть целые коленки (я лет до четырнадцати даже и не представляла себе такого).
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 12:27 (UTC)
Это они временно!

Мы и по деревьям лазали (как только шеи не переломали?), и ели что ни попадись (траву, цветки, плоды неведомые), и руку я сломала в третьем или втором классе - по льду каталась, всё было мало, и, конечно же, коленки были сбиты в кровь всегда, и зелёнкой перемазаны.
Есть у меня даже один страшный шрам на пальце - указательном на левой руке: я держала за цепь соседского пса, и он просто порвал мне палец.
Я долго маме боялась признаться, ваткой закрыла кровь, а Лиля мне сказала: всё равно тайное станет явным, а может быть заражение, так иди и признавайся, пока не поздно.
Мама настолько испугалась (там всё буквально разворочено было, к тому же цепь у дворовой собаки, можешь себе представить: и какашки, и шерсть, и просто грязь), что даже не ругала.
А в четвёртом классе я проверяла силу воли: разрезала бритвенным лезвием палец, а ещё через некоторое время прижгла руку раскалённым металлическим стержнем.
Проверяла, выдержу ли я, если меня будут пытать фашисты... :))))
(no subject) - lidiamp on Апрель, 17, 2010 12:27 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 18, 2010 09:20 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - irinafreckles on Апрель, 17, 2010 18:12 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 18, 2010 09:54 (UTC) (Развернуть)
koshkodilkoshkodil on Апрель, 16, 2010 07:54 (UTC)
Славная какая девочка росла в дом-рай-саде!
С нежностью ее разглядывала, как себя прежнюю...

Часы из моего детства - морские, стальные. На них акккуратные цифирки были фосфоресцирующие. А про кукушек в часах я знала только из книжек.
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 12:45 (UTC)
А фоточки - девочкины хотя бы?

Часы бы тоже хотелось глянуть, может, в инете есть? Наверняка есть...
(no subject) - koshkodil on Апрель, 16, 2010 16:16 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 16, 2010 22:59 (UTC) (Развернуть)
Натальяviolanatans on Апрель, 16, 2010 08:16 (UTC)
На третьем фото (сверху) - одно лицо с бабушкой Марусей...
...
вчера на ночь читала Ахматову, и эти стихи...
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 12:35 (UTC)
Да, Наташенька...

А у вас какие часы дома были?
(no subject) - violanatans on Апрель, 16, 2010 15:52 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 16, 2010 23:05 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - violanatans on Апрель, 16, 2010 23:28 (UTC) (Развернуть)
lidiamplidiamp on Апрель, 16, 2010 09:19 (UTC)
Спасибо, Тамарочка!!! Вот это подарок! Всё сразу: и рассказ, и столько фоток. Я думала, что будет одна фотография часов в посте и всё. А тут целое детство под часами с кукушкой.
Хорошенькая и серьёзная девочка. Откуда эта серьёзность такая? Взгляд, как у Золушки из фильма старого.
А часы, оказывается, эбонитовые. Я думала, что домик у кукушки деревянный или раскрашенный жестяной.
А ещё мне очень понравилась инструкция по ремонту часов. Прямо песня! Читала, как поэтический текст. И сразу столько информации, и вроде серьёзная информация, а так трогательно звучит: если соскочила, посадить обратно, если голосок дребезжащий, какие-то меха подрегулировать. Я думала, что меха только у гармошек бывают.
И разочарование ваше понимаю, ох, как понимаю. Я тоже один раз раскурочила из любознательности одну прекрасную тайну и всё оказалось так простенько, жалко и совсем непрекрасно и нетаинственно. Надо об этом написать тоже.
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 12:43 (UTC)
Буду ждать описания...

Лидочка, ну как я могла Вам - и такое куцее подарить?
Ведь надо было не просто часы с кукушкой показать, а целое детство на её крыльях принести...

Ещё впереди рифма про деревья и небо - я не забыла, напишу обязательно!

Да, скорее всего, эбонитовые, или из такой глянцевитой пластмассы, блестящей, лоснящейся.

Правда, песня про ремонт кукушки хороша?
Я когда картинки искала - наткнулась на этот гениальный текст.

Ага, я была очень серьёзная в детстве, хотя и бесились мы с сестрой изрядно.
Нас с ней однажды с позором выписали из больницы (она заболела воспалением лёгких, а следом за ней я): слишком много смеялись, а однажды во время тихого часа ходили по краю высохшего фонтана во дворе больницы.
Вот после фонтана у администрации больницы терпение и лопнуло...
Как маме-учительнице было за нас стыдно! :)))
(no subject) - lidiamp on Апрель, 17, 2010 12:37 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 18, 2010 09:31 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - lidiamp on Апрель, 18, 2010 12:01 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 18, 2010 12:10 (UTC) (Развернуть)
lidiamplidiamp on Апрель, 16, 2010 09:21 (UTC)
За песню отдельное спасибо!
И за фотки кабинета на антресолях.
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 12:48 (UTC)
В кабинет теперь будем ходить через люк от Светочки sveltione - бесплатно.

Мне понравился именно этот вариант, где как бы ход часового старинного механизма слышится, хотя были лучшие технически (вообще очень много вариантов исполнения этой песенки есть на Ютубе).
(no subject) - lidiamp on Апрель, 17, 2010 12:50 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 18, 2010 09:43 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - lidiamp on Апрель, 18, 2010 12:16 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 18, 2010 12:25 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - lidiamp on Апрель, 18, 2010 13:01 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 18, 2010 13:34 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - lidiamp on Апрель, 20, 2010 13:30 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 20, 2010 13:41 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - lidiamp on Апрель, 20, 2010 14:09 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 20, 2010 14:13 (UTC) (Развернуть)
splushik_tbsplushik_tb on Апрель, 16, 2010 10:06 (UTC)
Спасибо,Тамара,за теплый рассказ,за прекрасные фото-как возвращение в детство!
И за такое оптимистичное завершение поста-хоть у меня никогда не было часов с кукушкой,я тоже думаю-она там жива,и ей хорошо там...
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 12:33 (UTC)
Да-да-да, все были и будут живы, даже уйдя за последнюю дверцу...
Olgaperebeia on Апрель, 16, 2010 11:17 (UTC)
Я тоже хотела часы с кукушкой с детства. И с гирями. У бабушки были с гирями, но без кукушки. Читала твою историю и свою вспомнила:)
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 12:32 (UTC)
А у моей бабушки были большие настенные, с маятником за стеклом.
Дедушка заводил огромным таким ключом...
Я когда-то видела в часовой мастерской такие антикварные часы, хотела даже купить - запросили очень дорого...
(no subject) - perebeia on Апрель, 16, 2010 12:36 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 16, 2010 12:44 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - perebeia on Апрель, 16, 2010 12:45 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamara_borisova on Апрель, 16, 2010 12:49 (UTC) (Развернуть)
tozhe_kottozhe_kot on Апрель, 16, 2010 11:35 (UTC)
Как же я ее ненавидела!
Такие часы были у нас в доме с моих 12 до 14, а у меня уже тогда был очень чуткий сон. В общем, я ее стала на ночь останавливать и она скончалась:)
Тамара Борисоваtamara_borisova on Апрель, 16, 2010 11:42 (UTC)
Мама тоже от неё страдала, оттого, наверное, при переезде и не взяла с собой. :))))